Российский авторынок сжимается на фоне плохой экономики. 


Налоговые новации не простимулируют спрос на новые машины. Россияне пока не торопятся покупать новые автомобили. 


Российский авторынок падает со скоростью 6% в год. Причин этого может быть несколько. Возможно, все желающие уже купили автомобили, и у населения еще не появилось потребности в новых авто. Но куда правдоподобнее иное объяснение: падающие продажи автомобилей – это индикатор ухудшающейся экономической ситуации в стране. По крайней мере, так считают опрошенные «НГ» эксперты.

 

За январь–ноябрь 2013 года продажи новых легковых автомобилей сократились в России на 6% по отношению к аналогичному периоду прошлого года, сообщает Комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). За ноябрь продажи сократились на 4% год к году.

 

С одной стороны, падение замедляется. По данным того же АЕБ, в январе–октябре продажи падали на 7% в годовом выражении, за отдельно взятый октябрь они сокращались на 8% по сравнению с октябрем 2012-го. Но с другой стороны, падение продолжается, и это свидетельствует о нерешенных проблемах как российского авторынка, так и всей экономики.

 

«Долгожданная стабилизация… так и не наступила. Мы надеемся, что в декабре будет движение в этом направлении, и рынок покажет приличный результат под конец во всех смыслах трудного года», – комментирует председатель Комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер.

 

Падающие автопродажи теоретически могут объясняться насыщением рынка. Все, кто мог и хотел, уже обзавелись автомобилями. Поэтому и спрос на новые машины ниже прошлогоднего. Также не способствует продажам неразвитая дорожная инфраструктура: проблемы пробок и парковок становятся все острее. Однако не эти факторы стали основными причинами негативных тенденций на российском авторынке, считают опрошенные эксперты. Статистика продаж – точный индикатор процессов, происходящих с российской экономикой, с доходами и ожиданиями потребителей.

 

«Экономические проблемы, как и их ожидание, представляются основным фактором, сдерживающим рост потребления, и не только автомобилей, – замечает директор департамента аудита компании «Уральский союз» Александр Миронов. – Когда крупные компании проводят сокращения штатов, переводят персонал на неполный рабочие день или неделю, потребители неизбежно задумываются, на что потратить деньги и тратить ли их вообще. Автомобили точно не будут во главе списка предпочтений, тем более что основная часть их покупателей приобретает машины не впервые, а меняет одни на другие, продавая старые». То есть новый автомобиль – покупка не первоочередной важности, поэтому ее откладывают.

 

Зафиксированный спад продаж – системный, он происходит на протяжении всего года, это не единовременный и не случайный обвал показателей, поясняет старший аналитик компании «Альпари» Анна Бодрова. Состоялся такой спад прежде всего под воздействием общего мрачного состояния экономики, а также неблагоприятных правительственных прогнозов, которые постоянно пересматривались в сторону ухудшения.

 

«На продажи новых иномарок негативное влияние оказывает невыгодный для конечного потребителя курс рубля», – добавляет партнер консалтинговой группы «НЭО Центр» Евгения Шалихманова. При этом эксперт уточняет, что на самом деле о насыщении российского авторынка говорить пока рано, и в долгосрочной перспективе продажи все же должны восстановиться – по крайней мере у некоторых автопроизводителей. «В 2014 году стабилизации или роста продаж ожидать смогут производители, готовые к оперативному реагированию на состояние рынка, – те, кто сможет быстро предложить рынку новые программы кредитования или иные меры, «компенсирующие» потребителям окончание действия прежних льгот», – надеется Шалихманова. К таким прежним льготам относится прежде всего программа утилизации автохлама.

 

В свою очередь, аналитик финансовой компании АForex Нарек Авакян предупреждает, что «стабилизировать авторынок дополнительными налогами или ограничениями не получится», любые такие новации обернутся лишь тем, что население снова отложит крупную покупку на потом. 

 

Напомним, российское правительство планирует ввести дополнительный налоговый сбор с автомобилей, использующих топливо класса 1 и 2 (Евро-1, 2). Этот сбор коснется, по прогнозам специалистов, около половины всего автопарка страны. Эксперты назвали такую фискальную новацию кнутом для автовладельцев, которые до этого не воспользовались пряником в виде льготного кредитования и не сменили старую машину на новую (см. «НГ» от 03.12.13).

 

Чтобы оживить потребительский спрос, нужно добиться улучшения динамики экономического роста и роста реальных доходов населения, делают вывод эксперты. Если доходы будут расти на 10% в год, то тогда рост отечественного авторынка вполне может достигать 5–6% в год, уверен Авакян. Для более высокого роста автопродаж от государства, по мнению эксперта, потребуется запуск новых льготных программ. 

Лидеры продаж новых легковых автомобилей в РФ
  Модель Марка За январь– 
ноябрь шт.*
В % к январю–ноябрю 
1 Granta Lada 154024 43
2 Solaris Hyundai 105167 2
3 New Rio KIA 82871 5
4 Duster Renault 75726 86
5 Polo VW 65916 3
6 Focus Ford 59552 -28
7 Kalina Lada 59370 -48
8 Priora Lada 52355 -55
9 Largus Lada 51361 322
10 Cruze Chevrolet 50106 -14
11 4x4 Lada 49409 -1
12 Niva Chevrolet 47035 -13
13 Logan Renault 46757 -15
14 Sandero Renault 39842 -11
15 Samara Lada 37689 -40

* – Данные включают как импортированные, так и локально произведенные автомобили. 
Источник: Комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса. 

http://www.ng.ru/economics/2013-12-10/4_auto.html